Вы здесь: Главная | Экспозиция | ЗАЛ БЫТА СТАРАТЕЛЕЙ | Елецкая рояльная гармонь

Елецкая рояльная гармонь

Елецкая рояльная гармонь – уникальный музыкальный инструмент ручной работы с полуторавековой историей, включенный в список ЮНЕСКО. Рояльная гармонь предназначалась для игры "на улице" - на вечёрках, посиделках, свадьбах, гуляниях. Инструменты эти - лёгкие, простые - чтобы сыграть традиционные народные наигрыши. Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований. Наиболее распространенное - рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью. Встречается и название русская гармонь.

История елецкой рояльной гармони В 50-х гг. XIX в. на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка. По рассказам местных жителей, один крестьянин, приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых, поэтому приходили к нему заказчики и из города, и из пригородных деревень. В середине 60-х годов XIX в. в окрестностях г. Ельца появляется местная гармоника – русянка (по другим источникам – простянка), с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. К концу 70 – началу 80-х гг. XIX в. появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Изготовление гармони Сначала изготавливал корпус (футляр). Потом - меха, гриф (ручки), клавиши, затем резонаторные камеры (городушки), а за ними – и сами планки. Последним этапом работы была сборка инструмента. Для корпуса гармоники мастера подбирали лучшие породы древесины. Заготовка требовала годовой выдержки. Рамки «роялок» большинство мастеров делали из сосны или ольхи: сосна – это самый лучший материал. Сосна не поводится, не кривится. Также при изготовлении инструмента очень важны акустические особенности материала: из сосны гармонь звонче, из ольхи поглуше, понежнее». Грифы рояльных гармоник часто делались из груши. Иногда для грифов и клавиш инструмента мастера выбирали березу, так как она отличалась особой прочностью и влагоустойчивостью. Для клавиш берёза – самое лучшее, потому что здесь нужен крепкий материал. Она и не разбухает, значит, клавиши не западают, и прочная, не стирается. Для того, чтобы клавиши не стирались, их покрывали костяными пластинами: К 1970-м годам костяные пластины перестали использоваться в гармонном промысле, их заменили легко доступными к этому времени пластмассовыми. После сборки гармони мастера вручную, на слух настраивали гармонь. Чаще всего настраивали гармоники ночью, чтобы им не мешали посторонние звуки.

В результате у каждого инструмента получался свой уникальный, яркий, звонкий голос.

• Лучшие мастера могли изготовить инструмент по желанию заказчика: «понежнее» (мелодичнее) или «порезче» (звонче, резче).

• Лучшие мастера делали инструменты только на заказ, причем заказчикам приходилось ждать долго – от шести месяцев до нескольких лет.

• Гармоника елецких мастеров — «елецкая рояльная» стала прообразом аккордеона - используются не кнопки, а клавиши.

• «Роялка» никогда не собиралась на фабриках, каждая изготавливалась в единичном экземпляре одним мастером. Звуки строили, сличая со звучанием гармони-образца.

• В мае 2013 года при Музее народных ремесел и промыслов города Ельца открылась Мастерская по ремонту и изготовлению елецких рояльных гармоник имени А. И. Матюхина, которая активно работает в настоящее время.

 

 


 




 


 

 

Осторожно мошенники!